Муниципальное образовательное учреждение основная

общеобразовательная школа № 15  имени Н.И.Дементьева               

 Музей боевой славы

 

Музейное ЗАНЯТИЕ 1

 

   «Боль Волголага забыть нельзя»

 презентация урока

 

 1.Методическое обоснование

 

        1.1. У любой эпохи свои поклонники, и свои оппоненты.  ХХI век располагает сетью Интернет и генной  инженерией, он  изобрёл глубоководные батискафы и мощные турбины, придумал круговую подтяжку лица  и лазерное шоу. Человечество стало сильней, красивей, уверенней. С этим не приходится  спорить – это  то, что нас окружает. Это наша сегодняшняя  действительность. Новое время  стремительно приучило нас  к новым обиходным словам: лоббист,  рейтинг, презентация, рекламная акция, мобильник, биодобавки. А книги читают всё реже,  люди, не только дети, не знают многих исторических событий и даже дат.  Это, конечно же, грустно, потому что у наших соотечественников  теряется внутренняя культура, не формируется элементарная связная речь, нивелируются души, грубеют слова  и мысли, исчезает историческое мышление, притупляется социальная память. А ведь  «только  историческая  память позволяет человеку правильно оценить современную  действительность». ( А. Сахаров)

        1.2. У меня, простого педагога, не теоретика и не чиновника, безусловно,  есть объяснение, почему так происходит.  Поэтому для школьников любого возраста весьма полезны музейные уроки, знакомящие с прошлым, разъясняющие исторические и социальные термины, позволяющие погрузиться в эпоху, прикоснуться в научному исследованию, научиться ориентироваться в историко-культурной действительности.  Они  дают интересную познавательную и эмоциональную  информацию по истории, этнографии, этике, литературе, искусству, что способствует формированию гражданских чувств.

        1.3. Музейный урок объединяет в себе две взаимодополняющие функции: просветительскую и воспитательную. Он основан на изучении музейной экспозиции в целом или отдельных экспонатов музея, на детальном наблюдении и анализе предложенного  документа, отражающего конкретную эпоху; он побуждает к формулированию собственной оценки исторического явления,  к сопоставлению прежнего и нового его восприятия,  к проведению собственного исследования.

       Реализация первой функции  осуществляется через отбор  краеведческого материала, который частично знаком учащимся. Частично знакомая  информация  производит эффект «узнавания», позволяющий  ученику  ощущать  сопричастность к общественной жизни. Новые же факты  расширяют информационную компетенцию   учащихся, позволяет уверенно и  самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания, применять их для решения конкретных практических задач, находить и обрабатывать нужные данные, представлять и обсуждать их в различных аудиториях, работать с подобными и новыми документами.

       Воспитательные задачи реализуются в процессе подготовительной работы и  восприятия и комментирования учащимися  краеведческого материала, «обживания» учащимися исследуемого экспоната. Знания в чистом виде сегодня неактуальны. Новые стандарты акцентируют внимание педагогов на обучение применению знаний. Это значит, что ведущей задачей руководителя школьного музея, учителя-консультанта становится  формирование ключевых компетенций – то есть готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, что помогает   обеспечить успешную социализацию личности. Основная  воспитательная задача музейного урока вытекает из тематической направленности школьного музея - учить гражданственности, приверженности демократическим принципам, гуманистическим идеалам

        1.4. Так как музейный урок  является частью воспитательного процесса, то исключительно важная роль в его поведении принадлежит педагогу. Он должен, во-первых, хорошо владеть историческим и краеведческим  фактическим материалом, говорить, не обращаясь к конспектам,  во-вторых, постоянно   приглашать слушателей к соразмышлению, делиться с ними личными впечатлениями, обнаруживать собственную оценку и заинтересованность, в-третьих, эмоционально  комментировать наглядный материал, избегать языковых клише.

        1.5. Использование компьютерной технологии способствует усилению эмоциональности восприятия материала. 

        1.6. Прогнозируемый результат:

- осознание учащимися  необходимости детального  знакомства с экспонатами и документами школьного музея, расширение историко-культурологической компетенции;

- побуждение к собиранию и изучению краеведческого материала; 

- активная деятельность во время последующих музейных  занятий;

- готовность быть пропагандистом школьного музея, участие в лекторской группе;

- готовность  посещать местные музеи;

- приобретение  личного реального опыта научно-исследовательской работы.

  

         2   Первые музейные уроки  я провожу как уроки музейной грамоты, цель которых  - познакомить детей с реалиями музееведения:                                                                                   

музейная терминология, музейные профессии;

музейная документация, классификация музеев.

         3.  В воспитании музейного актива исключительно важна роль занятий, обучающих детей  работе с экспонатами, в частности, с текстовыми документами – оригиналами, потому что в фондах музея эти экспонаты требуют не только  правильного научно- просветительского  использования, но и правильного обращения с ними и их хранения. Работа с документом приближает учеников к  эпохе, отражённой в экспозиции музея,  изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон  для восприятия экспонатов. Деятельность ученика  приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная роль педагога: он выступает не столько как носитель новой информации, сколько   как организатор  и консультант  самостоятельной работы учащихся.

         4.  Для работы с конкретным документом-оригиналом избрана методика «погружения в научно-исследовательскую деятельность», позволяющая:

    -  создать условия  для формирования у обучающихся способности стать субъектом познания,

    -  создать условия для  совершенствования умения ориентироваться в историко-культурном пространстве,

    -использовать  культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее  диалоговым процессам, направленным на  формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

          5. Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, ответы на проблемные вопросы.

- наглядный метод обучения (предметная наглядность – мультимедийная презентация). 

          6.  Схема занятия:

 - погружение  (временное, общественно-политическое: 30-ые годы 20 века, СССР, период массовых репрессий, ГУЛАГ, ВолгоЛАГ,  Рыбинское море),                                                                                                                                                 

    -«обживание»  

(исследование экспоната  -  справка о снятии судимости                                                                                                                                                                                       по    статье 54-10 от 23 октября 1945 года, выданная на имя Богоявленского   Владимира Владимировича),

    - «обустраивание» (дополнение учителя о правилах хранения документов-оригиналов в музейных фондах),

    - «вбрасывание на опережение» ( задание по пополнению фонда школьного музея, задание  по систематизации фонда школьного музея, задание по оформлению экспозиции, задание по лекционной работе).

     

        2. Конспект  музейного урока.

 

 ТЕМА.     Творческое название: Боль ВОЛГОЛАГА забыть нельзя.

 Методическая тема:  Знакомство с правилами хранения  и использования музейных экспонатов.

ЦЕЛЬ.        1.Формирование и обновление понятийного аппарата исторического и культурологического характера.                          

                2.Формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными экспонатами. 

                3. Воспитание гражданского сознания.                                                                                                               

                4. Совершенствование коммуникативных навыков в процессе групповой работы: говорение-слушание, формулы согласия-несогласия, обобщение.         

                5. Совершенствование навыков  самостоятельной аналитической  работы с документами.                                   

                6.Закрепление умений   практического обращения с музейными  документами на бумажной основе.

ОБОРУДОВАНИЕ.

           1.Книжная выставка ( Приложение № 1).

           2.Компьютер.

           3.Компьютерная презентация по теме занятия.

           4.Раздаточный материал

- копия документа - справка о снятии судимости   по  статье 54-10 от 23 октября 1945 года, выданная на имя Богоявленского В. В., (Приложение № 3);

-извлечения из рабочего словарика юного исследователя (Приложение № 5);

- алгоритм анализа музейного документа (Приложение №6).

           5. Памятка «Как обращаться с текстовыми материалами на бумажной основе» (Приложение № 7).                                                                                                                                            

           6. Инструменты: пинцеты, планшеты, файлы, скоросшиватели.      

 

      ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

                          1.Поход к закладному камню на месте будущего памятника жертвам  политических репрессий (микрорайон Переборы города Рыбинска).

                          2.Группа учащихся готовит выписки из толкового словаря для «Личного рабочего  музейного словарика».(Приложение № 5)

                          3. Учащиеся под руководством педагога готовят компьютерную презентацию по теме  занятия.  (Приложение на диске)

                          4. Индивидуальное задание:  ученице, выступавшей на Золотарёвских     чтениях,   подготовить для прослушивания отрывок из доклада о судьбе репрессированного Богоявленского В.В. (Приложение № 9).

                          5. Индивидуальное задание: несколько учеников  готовят для чтения наизусть   стихи  узника ГУЛАГа  Г.Виноградова.  

 

     ЭПИГРАФЫ   1.Только  историческая  память позволяет человеку правильно оценить современную  действительность.  А. Д.Сахаров

                       2. Пусть из братских могил их нельзя воскресить, 

                           Только память о них мы должны сохранить!    И. А.Бунтов.

 

3.Стенограмма занятия

1.     Вступительное слово руководителя  -

 диалог на основе компьютерной презентации  (используется исторический, краеведческий и  литературный материал - стихи узников ГУЛАГА - и отрывки из ученической  научно-краеведческой работы, подготовленной к Золотарёвским  краеведческим чтениям):

 - озвучивание темы урока;

   - определение целей и задач занятия;

- создание единого языка общения (работа с основными понятиями: репрессии, ГУЛАГ, ВолгоЛАГ, ОСО, НКВД);

   - согласование круга вопросов, выносимых на обсуждение;

   - определение конечного результата занятия.

Примерное слово учителя.

   1.1. 30 октября с 1991 года отмечается в нашей стране как День памяти жертв политических репрессий. (Слайд 3)  Обычно в этот день немногие оставшиеся в живых узники ВОЛГОЛАГа, мрачной столицей которого называют наш микрорайон Переборы, краеведы, правозащитники собираются вот здесь, у закладного камня (Слайд 3), чтобы почтить память 800000 человек, чья жизнь оборвалась за колючей проволокой.  «Боль ВОЛГОЛАГа забыть нельзя!» (Слайд 4) Так или примерно так заканчивается каждое выступление. Так и мы назовём наш сегодняшний музейный урок, потому что (Слайд  5) «только  историческая  память позволяет человеку правильно оценить современную  действительность». Эти слова академика  А.Д. Сахарова я предлагаю взять эпиграфом урока.

Но поскольку наш урок музейный, мы будем говорить о ВОЛГОЛАГе не только как краеведы, но и как члены нашего школьного музея. Сегодня мы будем учиться работать с  музейными  документами – учиться их анализировать и хранить.

   1.2.Сначала вспомним некоторые термины, они перечислены в нашем рабочем словарике. Это и исторические понятия, и музейные. На языке психологов это называется  создание единого языка общения, так как многие термины могут толковаться различно. ( Работа над терминологией, частично самостоятельная, частично фронтальная, устная.  Приложение №5).

   1.3.Основная часть музейного урока будет посвящена практической работе с документами на бумажной основе. Вы должны чётко представлять, как с ними надо обращаться, чтобы они могли быть   использованы как музейные экспонаты.

   1.4. Итогом нашей работы станет заметка в газету, которую мы напишем по итогам урока. Работать будем группами, как всегда.

   2. Погружение в тему на основе фактического материала.

Беседа с детьми на основе компьютерной презентации.

- Кто из вас  уже что-то знает о репрессиях 30-ых годов?   Из  каких источников? (Слайды 6-10)

- В нашем школьном музее тоже хранятся некоторые свидетельства этой эпохи, в частности, документы Богоявленского Владимира Владимировича. (Слайд 11)

- Как они к нам попали и кто такой Богоявленский В.В.?  Лучше всего об этом знает ваша одноклассница, потому что она выступала по данной теме на городских Золотарёвских чтениях. ( Выступление ученицы с отрывком из доклада. Слайды 12-13.  Приложение №9).                           

   3.   Инструктаж перед практической работой.

    3.1.Изучение памятки «Как обращаться с текстовыми материалами на бумажной основе». ( Приложение №7.)

    3.2. Разъяснение целей и приёмов самостоятельной работы с документом. Алгоритм анализа документа. (Приложение  №6. Слайды  14-15).

   4. Групповая практическая  работа   с документом по предложенному алгоритму. Обсуждение результатов наблюдения. Первичные выводы.

   5.  Обобщение  учителя по теме исследования.

   6.  Рефлексия занятия.  

     6.1. Перспективы.    

Слово учителя:

- Подводя итог нашей работы с документом, я ещё раз хочу вернуть вас к памятке: каждый документ хранится отдельно (в конверте, папке, файле). Но это не всё. Документ никому не нужен, если  он просто хранится, если с ним не работают. А всякая работа должна приносить результат, позволяющий двигаться дальше, это первое, и второе - одну и ту же работу незачем делать дважды и трижды. Следовательно, результаты работы надо фиксировать. В музееведении это называется описанием  экспоната. Следующее наше занятие будет посвящено именно описанию музейного экспоната. Это тоже особая наука, едва ли не самая трудная в работе музея, потому что связана с музейной экспертизой.

     6.2.  Рефлексия урока и домашнее задание. А сегодня наша работа закончена. Мы учились работать с музейным документом текстового характера на бумажной основе. Вы поняли, что любой документ – это свидетельство эпохи, события, жизни его участников. Попробуйте написать заметку в газету о том, что вы сегодня узнали. Писать вы будете, конечно, дома. Но заглавие заметки вы можете предложить уже сейчас. ( Слайд 16)

-Кто затрудняется, может использовать аналогии или ассоциации.

Например, университет – храм науки; дети – цветы жизни; лёгкая атлетика – королева спорта: изученный документ - ?.

( На уроке были предложены следующие заголовки: «Наказание без преступления», «Память о бесправии», «Выстоял!», «Память не стынет!»,

«Не просто бумажка!», «5 лет ВолгоЛАГа»,  « Этот человек не стал рабом».)

7.Финал урока.

 7.1.Чтецы. (Слайды 17-20).

-Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!

-Пусть история всех нас рассудит
И оценку пусть каждому даст.
Пусть о павших никто не забудет,
И хоть кто-то расскажет о нас.

-Историю, мой друг, нельзя остановить;
Тем более нельзя историю забыть!
Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день,
Взрастишь в своей душе невежество и лень…
Ты хочешь сесть и ждать? Тихонечко скулить
О том, как тяжело тебе сегодня жить,
С самим собой за мир вступить не смея в бой,
За Светлую Мечту не смея встать горой!?
Чтоб переделать мир – известно, как начать.
Конечно, не всегда случится побеждать,
Но если Гражданин и хочешь смело жить,
Давать тепло и свет, гореть, а не чадить,
Твой выбор не богат – пожалуй в первый ряд!
Да, тем кто впереди труднее во сто крат,
Но радость от борьбы и счастье – тоже им

Пусть из братских могил их нельзя воскресить,

                                                            Только память о них мы должны  сохранить…                                                                                 

     День памяти жертв политических репрессий в России - напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

(Слайд 22)     

-Помните о строителях – узниках ВОЛГОЛАГа! Это наша общая боль!

7.2. Учитель.(Слайд 23).                                                                                                                                           

- Я рада, что вы всё очень хорошо поняли и прочувствовали, иначе наша работа в музее  потеряла бы всякий смысл. Ещё и ещё раз убеждаешься, как верны слова нашего недавнего современника, человека, которого называют совестью нации, Андрея Дмитриевича Сахарова: «Только  историческая  память позволяет человеку правильно оценить современную  действительность».

- Объявление. 30 октября мы непременно будем принимать участие в митинге у закладного камня. Продумайте степень своего участия в этой политической акции.

 4.Приложение.

1.Материалы для книжной выставки.

       1.1.Вестник Рыбинского отделения Русского исторического общества .№ 3, Рыбинск, 2004

       1.2.Ежегодник «Весь Рыбинск». Информационно-рекламный каталог.  ТОО «Ритм», 1996.Составители: И.В.Быков, И.В.Савченко

       1.3.Есть город на Волге. Туристско-информационный проспект. Департамент по культуре   и спорту РМО. 2004.

       1.4.Рыбинск. Документы и материалы по истории города. Верхне-Волжское книжное

издательство, Ярославль, 1977.

       1.5.Рыбинск. Фотоальбом. ООО «Формат-сервис», Рыбинск, 2005.Издательская группа:   Е.Сергеев, С.Осокин, С.Овсянникова.

 

2. Стихи Г.Виноградова, узника ГУЛАГА.

    2.1.Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!

    2.2.Пусть история всех нас рассудит
И оценку пусть каждому даст.
Пусть о павших никто не забудет,
И хоть кто-то расскажет о нас.

   2.3.Историю, мой друг, нельзя остановить;
Тем более нельзя историю забыть!
Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день,
Взрастишь в своей душе невежество и лень…
Ты хочешь сесть и ждать? Тихонечко скулить
О том, как тяжело тебе сегодня жить,
С самим собой за мир вступить не смея в бой,
За Светлую Мечту не смея встать горой!?
Чтоб переделать мир – известно, как начать.
Конечно, не всегда случится побеждать,
Но если Гражданин и хочешь смело жить,
Давать тепло и свет, гореть, а не чадить,
Твой выбор не богат – пожалуй в первый ряд!
Да, тем кто впереди труднее во сто крат,
Но радость от борьбы и счастье – тоже им!

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»