Муниципальное образовательное учреждение основная

общеобразовательная школа № 15  имени Н.И.Дементьева               

 Музей боевой славы

 

Музейное занятие 2

 

 «Пишет домой война» (музейный урок-экскурсия), посвященный Великой Отечественной войне

(презентация к уроку)
Цель: приобщать обучающихся к духовным ценностям своего Отечества; воспитывать чувство патриотизма;

Познакомить с историей микрорайона Переборы в годы Великой Отечественной войны на примере писем с фронта;
Задачи:

·         расширять знания детей о войне;

·         заинтересовать неизвестными историческими фактами;

·         развивать патриотические чувства;

·         воспитывать уважение к защитникам Родины;

·         узнать  роль писем  во время войны;

·         создать атмосферу доброжелательности и творчества.

Занятие проводится в школьном музее. В ходе мероприятия образный мир обучающегося обогащается знаниями о предметах военного времени, фронтовых письмах, песнях военных лет. Элемент театрализации и ролевой реконструкции дает возможность почувствовать себя участником Великой Отечественной войны. Интерактивная составляющая – письма ребят на фронт, обогащает занятие возможностью «обратной связи» с аудиторией.

Занятие сопровождается презентацией.
Аудитория:
учащиеся среднего звена общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и пр.
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Ход занятия.
В центре -  большой стол   с  горящей свечой и стилизованными фронтовыми письмами;  стулья, на которые будут садиться дети.

Звучит
- аудио-запись сообщения о начале Великой Отечественной войны Сводка Совинформбюро (диктор Ю.Б. Левитан);
Экскурсовод 1

В памяти русского народа тревожное утро 22 июня 1941 года, когда началась эта страшная война. Предутреннюю тишину пограничья нарушили первые залпы орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб пикирующих «юнкерсов». Во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встали народы нашей Родины на великий исто­рический подвиг - защиту Отечества.

Звучит

- аудио-запись песни «Священная война»
Экскурсовод 2

Время все дальше отдаляет нас от трагической страницы в истории нашей Родины - Великой Отечественной войны. Но интерес к ней не ослабевает, наоборот, усиливается. Ибо наша Победа не ушла в прошлое. Это Победа, добытая кровью и мужеством нашего народа.
Руководитель музея
Война, ставшая всенародной, вошла в жизнь людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, как наших земляков-фронтовиков, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага. Других она подняла в тылу на героический труд во имя победы, как наших вдов – бабушек или прабабушек. В каждую жизнь она внесла тревогу и волнения, заботы и горести.

 Экскурсовод 2

Каждый день войны, свинцовые сумерки блокады, голод уносили ежедневно тысячи жизней. Жестокие бои первых месяцев, когда нашему солдату, пришлось сражаться, отступая под натиском врага, все люди нашей страны с особой силой почувствовали, как близка, как дорога им родная земля.
Руководитель музея 

Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для всего нашего народа. События тех страшных и трагических дней дошли до нас сквозь годы и хранятся в памяти очевидцев. К сожалению, их становится все меньше, но тем ценнее каждое воспоминание.
Связь с фронтом  поддерживали в основном через письма. Ах, как ждали люди этих весточек на треугольных листках! Сколько раз их читали и перечитывали, вдыхая неуловимый уже запах родных рук. Пришло письмо - значит, жив кормилец. Хотя бывало и так, что похоронка приходила раньше письма... Сколько надежд тогда вселяла в изболевшееся сердце запоздалая весточка...
    Семьи фронтовиков бережно хранили письма с фронта в течение многих лет. И спустя годы, перечитывая еле заметные карандашные строки, родные не могут сдержать слез, а вместе с ними плачут и посторонние люди.    Не менее трепетно к письмам относились и сами бойцы. Выкраивая минуты отдыха в перерывах между боями, они спешили черкнуть два-три предложения домой. Ну чтобы знали родные, что, мол, жив-здоров... Сверху на конверте ставилась печать полевой почты, почты назначения и печать военной цензуры. В письмах солдаты рассказывали о боях, о мужестве своих товарищей, а вот о собственных тяготах писали очень осторожно или вообще не писали, чтобы не расстраивать родных и близких. Кроме того, письмо могло придти и на занятую немцами территорию.
       Читая эти истертые, зачитанные клочки бумаги, испытываешь странное чувство. Словно перед тобой раскрывается сама история. Чувства, мысли людей помогают глубже, острее прочувствовать ситуацию. Фронтовые письма - это бесценные документы истории.  За нехитрыми, непритязательными словами скрывается безмерная сила духа простых людей.   Та сила, которая привела нас к победе. Та сила, которой нам всем сейчас так не хватает.

Письма треугольники.
(Показать и вместе с учениками выяснить, почему именно треугольники)
Конвертов не хватало. Письма-треугольники  отправляли  бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Вот такие письма получали в годы войны.

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

 

 Экскурсовод 1

А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г.Серебряков

Экскурсовод 2
Фронтовые письма! Их авторы верили в победу и в то, что доживут до нее. Фронтовики садились за письма в короткие минуты затишья, накануне смертельных схваток. Посылали последние «прости» перед казнью схваченные фашистами патриоты, надеясь, что весточки дойдут до адресата. Писали о самом главном, и можно смело сказать, что это были строки «чистого литья», характеризующие состояние души человека в минуты наивысших испытаний. 
Экскурсовод 1

Строки фронтовых писем передают атмосферу своего времени - горького сорок первого и радостного сорок пятого годов. Письма с фронта - живые свидетели высочайшего патриотизма советского человека, его беззаветной преданности Отчизне, непоколебимой веры в неизбежный разгром врага.
(заранее подготовленные ученики  читают,  инсценируют  стихотворения)
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.

________

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

…Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, вот здесь, на войне,
Приятели, книжки, московские споры,
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

…И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Э.Асадов

 __________

Здравствуй, папа!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький! Голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
это так… от радости…
Твой сын.

________

Я читаю письмо,
что уже пожелтело с годами.
На конверте в углу
номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором
Мой отец написал моей маме
перед тем, как идти
в свой решительный бой.
“Дорогая моя.
на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья.
Тишина на крутом берегу…
Дорогая моя,
поцелуй ты крепче сынишку.
Знай, что вас от беды
я всегда берегу”.
Я читаю письмо.
И как будто все ближе
тот тревожный рассвет
и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо,
и сквозь годы отчетливо слышу
я сейчас те слова,
что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо.
А за окнами солнце смеется.
Новостройки растут.
И сердца продолжают любить.
Я читаю письмо.
И уверен, что, если придется,
Все, что сделал отец,
Я сумею всегда повторить.

_________

Дома, за божницею, старушка 
Бережно одно письмо хранит. 
Это её весточка от сына, 
Что под Сталинградом был убит. 
Старый, пожелтевший треугольник 
Дорог ей спустя и много лет. 
В нём рукою сына был написан 
С той войны последний ей привет. 
Строки она знает. Как молитву, 
И без слёз не может их читать: 
«Здравствуй, моя мама дорогая! 
Вот решил тебе я написать. 
Обо мне не стоит волноваться: 
Жив, здоров я и ходил уж в бой… 
Береги себя, моя родная, 
И с победой скоро жди домой…» 
До сих пор она глядит в окошко: 
Не сынок ли по тропе идёт. 
И опять, письмо в божницу спрятав, 
Дорогого человека ждёт.

Экскурсовод 1 
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Руководитель музея

В нашем музее есть выставка «Письма с фронта» здесь в витрине помещены письма наших земляков-переборцев. Многие  бойцы, писавшие эти письма, впоследствии пали на поле битвы в борьбе за свою Отчизну. Это своеобразный памятник живым и  погибшим в годы минувшей войны.
Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.
(Дети  за общим столом разбирают   «полевую почту». На столе лежат треугольные конверты-письма. Дети по очереди распечаты­вают их и зачитывают вслух, затем идет обсуждение о чём нам могут рассказать фронтовые письма)

Экскурсовод 2

О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя Письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы. 

Экскурсовод 1

Писали и на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже. 
На улицах сожженных городов... 
О, письма фронтовые грозных лет 
-Бесценней документов в мире нет!..
Я возвращаюсь снова к тем годам.
Суровым дням в истории страны,
И приобщаюсь к судьбам и делам, 
Сражениям жестоким и боям 
Той трижды памятной для нас войны.
И в этих письмах оживают вновь
Презрение и ненависть к врагу, 
И к Родине великая любовь!
И за победу пролитая кровь ...
Я эти письма свято берегу.
(Евгения Кирпонос)
Руководитель музея:
Священный долг живущих - сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину; сохранить и передать ее нашим детям и внукам. «Это нужно не мертвым! Это надо - живым!» - так сказал известный поэт.
Давайте и мы попробуем написать такое письмо нашим родственникам, которым довелось пережить невзгоды войны. И неважно, где это было: на фронте или в тылу, в оккупации или в плену. Для них, наверное приятно было бы получить письмо благодарности за жизнь, за радости сегодняшнего дня от своих правнуков. 
(Дети пишут письма своим прабабушкам и прадедушкам, складывают их под руководством учителя в форме солдатского треугольника и подписывают адресату, ведущие помогают)
Экскурсовод  2
Спасибо, солдаты, солдаты России, 
За подвиг великий, что вы совершили.
За то, что не дрогнули в час испытанья,
За ваши мученья, за ваши страданья. 
Спасибо за все! И преклоним колени
Пред павшими в этой священной войне.
Им - вечная память! И слава вдвойне!
(Леонид Глебов)
В память павших бойцов на полях сражений за Родину объявляется минута молчания!

 

 

Руководитель музея

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

 

Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты! 
(М.Львов)

Звучит песня «День Победы»

Ожидаемые результаты
- Формирование у воспитанников важнейших духовных и нравственных качеств: любви к Родине, родному краю, чувства гражданского долга; гордости за свое Отечество, за его историю и достижения,

- Осознание обучающимися нравственной ценности своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому и будущему;

- Создание условий для формирования таких черт характера как мужество, честность, трудолюбие;

-Создание позитивных нравственных установок;

- Формирование позитивного отношения к службе в армии, готовности юношей быть защитниками Отечества;

- Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Источники:

1. Архив Музея Боевой славы МОУ ООШ № 15 имени Н.И. Дементьева

Литература:

  1. Бергольц О. Собр. Соч.: В 2 т. Ленинград «Художественная литература», 1989.
  2. Жук Л. И. «Счастливый май». Минск «Красико-Принт», 1999.
  3.  «Лицом к Победе». Сборник. Москва «Современник», 1985.
  4. Побединская Л. А. «Ради жизни на Земле». Москва «ТЦ Сфера», 2000.
  5. Степанова Е. Н., Александрова М. А. «Классные дела». Москва «ТЦ Сфера», 2011.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»