На основании решения Инновационного совета (протокол от 18.12.2012 № 4) с целью развития инновационной инфраструктуры системы образования города, организации деятельности по распространению инновационного опыта и непрерывного образования по направлениям, значимым для развития муниципальной системы образования присвоить статус муниципальной инновационной площадки (МИП) Департамента образования администрации городского округа город Рыбинск ООШ № 15, детскому саду № 52 по теме "Формирование экологической культуры участников образовательного процесса через организацию взаимодействия детского сада и школы в соответствии с ФГОС".
Решаемая проблема, общая цель, специфические задачи,
планируемые конечные результаты
Актуальность
Экология в XXI веке становится наукой, которая должна помочь людям выжить в современном мире. Обострение глобальных проблем цивилизации, ухудшение экологической ситуации обусловиловсевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Необходим выход экологического образования на новый качественный уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса экологического воспитания.
В целевой программе «Развитие системы образования в городском округе город Рыбинск на 2012-2015 годы» содействие формированию у субъектов образовательной практики экологической культуры как условия сбережения ресурсов человека и среды выбрано одним из приоритетных направлений. Сделан акцент на то, что процесс формирования экологической культуры должен быть непрерывным, начинаясь в раннем детстве и на протяжении всей последующей жизничеловека.
Формированию экологической культуры детей отведено большое значение в ФГОС. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в государственных документах,требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса, в том числе и экологического образования дошкольников и младших школьников.
Преемственность в работе детского сада и школы – залогуспешного обучения, воспитания и развития личности ребёнка. Это убедительно доказывают отечественные исследования поорганизации общего экологического образования и формирования экологической культуры у детей (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др.).
Обеспечение преемственного перехода детей на следующую ступень образования - цель совместной работы детского сада № 52 и школы № 15. При такой стратегии развития планируются общие рамки совместной деятельности, создание команды единомышленников, объединённых общими целями и задачами.
В результате анализа состояния экологического образованиявыявлены следующие проблемы: имеющийся опыт дошкольного учреждения и школы слабо учитывается при разработке и реализации образовательных программ. Школа и детский сад не координируют свою деятельность в области экологического образования, действуют автономно, в результате чего нарушается единство и непрерывность образовательного процесса.
Обозначив и осознав данную проблему, коллективы школы № 15 идетского сада № 52 готовы начать сотрудничество, в ходе которого будут решены следующие задачи:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов экологического образования;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Проект «Формирование экологической культуры участниковобразовательного процесса через организацию взаимодействиядетского сада и школы в соответствии с ФГОС» направлен на реализацию данных задач. Проект будет способствовать расширению возможностей образовательных сред школы № 15 и детского сада № 52, внедрению новых образовательных технологий и методик экологизации образовательного процесса.
Цель: организация взаимодействия детского сада и школы поразработке и апробированию преемственных форм экологического воспитания дошкольников и младших школьников в соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
координация программ дошкольного и начального общегообразования для обеспечение высокого качества преемственности по формированию экологической культурыдошкольников и младших школьников в соответствии с ФГОС;
создание оптимальных условий для развития физических, интеллектуальных и личностных (интегративных) качествдошкольников в соответствии с ФГОС;
создание оптимальных условий для всестороннего развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
формирование социальной успешности у дошкольников и младших школьников через организацию разнообразной общественно полезной экологической деятельности;
повышение родительской компетентности в формировании экокультуры детей в соответствии с ФГОС;
повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации непрерывного экологического образования и воспитания (детский сад - начальная школа);
формирование нового имиджа, повышение конкурентоспособности школы №15 и детского сада №52.
Работа по реализации проекта будет осуществляться в соответствии с принципами: общепедагогическими (гуманизма, научности, систематичности и др.), специфическими для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.)
Ожидаемые результаты:
Работа школы и детского сада в инновационном режиме будет способствовать:
формированию нового имиджа, повышению конкурентоспособности школы № 15 и детского сада № 52;
росту числа инновационных разработок в рамках школы и детского сада;
становлению партнерских связей и вовлеченности заинтересованных специалистов и учреждений в работу школы и детского сада;
созданию оптимальных условий для всестороннего развития дошкольников и младших школьников в соответствии с ФГОС;
формированию социальной успешности у дошкольников и младших школьников через организацию разнообразной общественно полезной экологической деятельности;
повышению родительской компетентности в формировании экокультуры детей в соответствии с ФГОС;
повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации непрерывного экологического образования и воспитания (детский сад - начальная школа).
Для решения задач инновационного проекта «Формированиеэкологической культуры участников образовательного процессачерез организацию взаимодействия детского сада и школы в соответствии с ФГОС» была создана стратегическая команда, в которую вошли грамотные, целеустремленные педагоги, стремящиеся работать по новому, осваивать современные технологии образования детей.
Руководитель проекта - Демидова Елена Михайловна, директор школы.
Стратегическая команда:
- Демидова Ю.В., зам. директора по УВР;
- Голубцова Н.В., учитель начальных классов;
- Буланина И.В., учитель начальных классов;
- Воинкова О.А., учитель начальных классов;
- Родина Е.А., учитель начальных классов;
- Абрамова С.Н., учитель начальных классов;
- Лебедева С.П., учитель английского языка;
- Алексеева Е.А., учитель русского языка и литературы.